Краткий обзор трёх поворотов Колеса Учения

Поворот Колеса Учения
(санскр. Дхармачакра-Правартана)
является фундаментальной метафорой в буддизме, отражающей как начальное провозглашение Буддой своих учений, так и непрерывный процесс их распространения. Этот образ отражает глубинную природу Дхармы - учения, направленного на освобождение всех живых существ от страданий и неведения.
Согласно махаянской интерпретации, «Поворот Колеса Дхармы» охватывает несколько аспектов. Во-первых, это отклик учителя на просьбу учеников передать знания, соответствующие их уровню понимания. Во-вторых, это акт провозглашения Истины - как способа преодоления ментальных завес, так и пути к просветлению. И, в-третьих, это символ непрерывности учения, сохраняющего свою силу и действенность даже после ухода Будды в Маха Паринирвану.

Таким образом, «Поворот Колеса» подчеркивает не только исторический факт передачи учения, но и его живое продолжение - как в умах учеников, так и в духовной традиции.
Поворот Колеса Дхармы относится к преобразующему процессу, посредством которого учения Татхагаты приносят благотворные изменения в наши умы. Слушая различные учения одно за другим и постепенно понимая их шаг за шагом, завесы в наших умах очищаются, что приводит к абсолютной ясности. Это преобразующее путешествие включает в себя циклический процесс - слушание учений, развитие концептуального понимания посредством созерцания и достижение прямой реализации через практику.

В самом общем смысле, когда мы говорим об учениях Будды Шакьямуни, мы имеем в виду учения о природе реальности, выходящие за рамки стандартной концептуальной призмы, которую воспринимает наш обычный ум. Эти учения о реальности, переданные Буддой, и есть то, что мы называем Дхармой. Дхарму часто изображают в виде колеса, изображаемого с восемью спицами, олицетворяющего восьмеричный путь - основополагающий принцип буддийской практики. Его вращение указывает на живую и действенную природу учения, продолжающего оказывать преобразующее влияние на сознание последователей. Учение Будды можно понять в терминах «трёх поворотов».

Три поворота Колеса Учения

Каждый поворот был предназначен для различных уровней восприятия и способностей учеников, создавая основу для целостного пути освобождения.
Первый поворот
Второй поворот
Третий поворот
МЕСТО
Сарнатх
Раджгир
Вайшали
ОСНОВНЫЕ СЛУШАТЕЛИ
Пять аскетов
Великое собрание монахов и бодхисаттв, а также других существ из других миров
Бесчисленное собрание бодхисаттв, истинно утвердившихся в любой из колесниц, стремящихся к высшей цели, а также боги, наги, якши, ракшасы и люди
ТЕМА
Четыре Благородные Истины, Взаимозависимое возникновение и отсутствие истинно существующего «я»
Праджняпарамита, или мудрость, обретаемая через постижение пустоты
 Природа Будды и субъективный ум ясного света
СУТЬ
Четыре Благородные Истины существуют истинно
Ничего не существует истинно
Совершенно установленные явления и зависимые явления существуют истинно. Воображаемые явления не существуют истинно
ФИЛОСОФСКАЯ ШКОЛА
Вайбхашика и Саутрантитика
Мадхьямака
Читтаматра
ГЛАВНЫЕ СУТРЫ
Сутра Колеса Дхармы, Лалитавистара-сутра
Сутра сердца, Сутра Лотоса, Самадхираджа-сутра, Алмазная сутра, Вималакирти-сутра
Татхагата-гарбха-сутра, Ланкаватара-сутра, Самдхинирмочана-сутра, Махаяна Махапаринирвана-сутра, Аватамсака-сутра
Хотя высшая реальность выходит за пределы концепций, Будда, благодаря искусным средствам (упая), сумел донести её до существ разного уровня развития. Он передал множество учений, адаптированных к индивидуальным потребностям, - традиционно их число называют 84 000.

Дхарма - это не только знание, но и метод, ведущий к освобождению. Её живое присутствие сохраняется благодаря передаче от наставника к ученику. Сегодня, как и тысячелетия назад, Колесо Дхармы продолжает вращаться - принося пробуждение, сострадание и мудрость в этот мир.