Библтотека Дацана "Ринпоче багша"
История возникновения текста "Три основы пути"
«Три основы пути» - это краткое, но чрезвычайно глубокое наставление Ламы Цонкапы, в котором изложены три ключевых принципа духовного пути: отречение, бодхичитта, истинное воззрение.

Чже Цонкапа
Великий учитель Чже Цонкапа прошёл долгий путь ученичества, постигая мудрость у множества тибетских мастеров. Некоторые учения приносили ему удовлетворение, но были и такие моменты, когда он ощущал нечто важное, ускользающее от его понимания. И вот, наконец, он встретил учителя, который был способен направить его к самому сердцу истины. Этот учитель, Лама Умапа, был в состоянии напрямую общаться с Манджушри - божеством, воплощающим безмерную мудрость просветлённых существ. Он контактировал с ним через прямое видение.

Существует три вида видений: прямое, косвенное и видение, которое приходит через сны. Прямое видение - это как встреча с людьми лицом к лицу: вы видите их, общаетесь с ними.
Согласно биографии Чже Цонкапы, Лама Умапа пребывал в Демчок Тенге (bde mchog steng) в 1390 году. Чже Цонкапа отдыхал в Чолунге (chos lung) в Ронге по пути к своему учителю Рендаве в Цанге. В то время, когда двое из слуг Ламы Цонкапы искали аудиенции у Ламы Умапы, он выразил желание получить посвящение Сарасвати ( dbyangs can ma'i rjes gnang) от их учителя. Во время встречи двух учителей Лама Умапа получил посвящение Сарасвати и рассказал о видении и беседах с Манджушри. Он упомянул, что даже это посвящение Сарасвати было получено по велению Манджушри.

Лама Умапа объяснил, что он регулярно видел видения Манджушри с детства, но он не был уверен, действительно ли это Манджушри. Он попросил Ламу Цонкапу провести расследование. Таким образом, Чже Цонкапа тщательно проверил и пришел к выводу, что видения подлинные. Проверка подлинности видений крайне важна, так как видения могут быть искажены демонами. Демоны могут появляться под видом святых существ, чтобы манипулировать нами, поэтому из смирения даже высокопоставленные монахи обычно просят другого квалифицированного мастера проверить подлинность видения.
Лама Умапа
Лама Цонкапа очень хотел изучить практики Манджушри и попросил Ламу Умапу стать его учителем. Благодаря посредничеству Ламы Умапы Чже Цонкапа начал получать учения от Манджушри. Лама Цонкапа задавал Манджушри вопросы через Ламу Умапу.


В 1392 году Цонкапа отправился в Лхасу вместе с Умапой и сделал щедрые подношения знаменитой статуе Джово Ринпоче в монастыре Джоканг. Во время очень интенсивного ретрита по Манджушри он обрёл очень ясное видение, в котором Манджушри проявился внутри мандалы. На груди Манджушри была написана красная мантра. Однако, из глубокого смирения, он не рассказывал о своих видениях, пока сам Лама Умапа не спросил его об этом.
Именно в то время, когда лама Цонкапа был погружен в медитацию, Манджушри явился и заговорил с Ламой Умапой, посоветовав ему сказать Цонкапе, что он слишком много медитирует. Манджушри посоветовал Ламе Цонкапе, что он не обретет реализаций одной лишь медитацией. Это произошло потому, что, хотя практика медитации помогает практикующему накапливать благие заслуги и очищать негативную карму, она не очистит всю негативную карму Чже Цонкапы в той степени, которая необходима для него. Поэтому Манджушри посоветовал Ламе Цонкапе рассматривать своего Гуру как существо той же природы, что и его Идам, и обращаться с просьбами и увеличивать количество очистительных практик, чтобы избавиться от накопленных недостатков и ошибок, которые он совершил ранее. Если бы Цонкапа дал учения в это время, польза была бы не столь значительной, как если бы он ушел в ретрит очищения.

Поэтому в 36 лет Лама Цонкапа отправился в четырехлетний ретрит с восемью учениками, выбранными Манджушри; четверо были из региона У, Пелден Сангпо, Токден Джангсен, Нетен Ринчин Гьелцен и Нетен Сангкьонг. Остальные четверо были из Амдо: Лама Токден Джампел Гьяцо, геше Шерап Драк, геше Джампел Таши и геше Пелкьонг.
35 Будд Покаяния
Местом их ретрита была пещера Волька Чолунг, которая и по сей день остаётся высоко почитаемым местом паломничества. Там он и его восемь учеников провели четырёхлетний ретрит, который стал одним из его самых известных ретритов. В течение четырёх лет он совершил 100 000 простираний перед каждым из 35 Будд Покаяния, выполнив в общей сложности 3,5 миллиона простираний. Обычно практикующие совершают только 100 000 простираний перед всеми 35 Буддами Покаяния одновременно; это занимало примерно шесть-семь месяцев. Лама Цонкапа продвинул свою практику гораздо дальше, сделав 100 000 простираний не только перед всеми 35 Буддами, но и перед каждым Буддой в отдельности, чтобы очистить свою негативную карму. После ретрита на земле можно было увидеть отпечатки его тела. Благодаря этой ревностной практике он обрёл прямые видения 35 Будд Покаяния.
В конце ретрита Лама Цонкапа получил видение Манджушри, после чего Манджушри сообщил ему, что его негативная карма очищена. Манджушри сказал Цонкапе: «Твои последние омрачения очищены. Теперь ты можешь видеть меня. Тебе больше не нужно обращаться к Ламе Умапе». Однако Лама Цонкапа был настолько скромен, что отказывался верить, что видение действительно принадлежало Манджушри, пока его Гуру, Лама Умапа, не подтвердил истинность его видения отправив к нему гонца с этим известием. В конце ретрита Цонкапа также обрёл видение Будды Майтрейи.

Во время этого знаменитого ретрита Цонкапа также совершил 1,8 миллиона подношений мандалы, и поскольку основание его мандалы было сделано из камней, его запястья стали грубыми и кровоточили. Многие мастера теперь приводят этот ретрит как пример того, насколько преданно Чже Ринпоче относился к своей практике, несмотря на то, что он уже достиг столь высоких достижений. Он служит напоминанием всем духовным практикам о вере и преданности, которые мы должны вкладывать в свой духовный путь.

Первое учение, которое Манджушри даровал Ламе Цонкапе через прямое видение, было учение о трех основах пути, которые он позже запишет в форме четырнадцати строф для своего близкого ученика Нгаванга Драгпы. Первоначальная передача этого текста была устной, а затем появились разные колофоны и комментарии. Это создаёт небольшие текстуальные отличия в переводах и комментариях.

В «Трёх основах пути» Лама Цонкапа передал ключ, который открывает переход от обширных наставлений сутры к глубинным методам тантры. Истинные отречение, бодхичитта и мудрость, постигающая пустоту, здесь выступают как три несокрушимые арки моста, по которому ученик безопасно и уверенно вступает на путь Ваджраяны. Без этих опор тантра превращается в пустую форму, лишённую подлинной силы; с ними же она становится путём стремительного и устойчивого пробуждения.
Сарва Мангалам!