Собрание танок храмового комплекса "Дацан "Ринпоче Багша"

Изображения восьми Архатов
Линия иерархии Учения
Позади статуи Золотого Будды расположены изображения восьми Архатов – иерархов Учения. Эта чистая линия передачи Учения Будды, не прерываясь, сохраняется и продолжается в настоящее время.
История Учения такова:
Закончив проповедь Учения, Благословенный вечером пятнадцатого лунного дня последнего весеннего месяца в городе Кушинагар показал уход в нирвану, перед этим вверив Учение Архату Махакашьяпе, тот вверил Учение Ананде, Ананда – Шанавасину, тот – Упагупте, Упагупта – Кришне, Кришна – Махасударшане. Восьмой иерарх – Мадхьянтика, установивший Учение в Кашмире.
АРХАТ МАХАКАШЬЯПА
(Его изображение располагается вверху слева)

После вхождения Будды в нирвану летом того же года Махакашьяпа созвал Архатов для того, чтобы собрать все проповеди Истинносовершенного Будды. Это собрание состоялось в пещере Деченма (тиб. Наделенная Блаженством) близ Раджагрихи. Пятьсот Архатов сняли свои верхние одеяния для устройства трона. Благородный Ананда первым взошел на него и, поклонившись в сторону Шравасти со слезами на глазах, начал проповедь со слов: «Так я слышал однажды». Так была составлена Сутра-питака. Значение этого события велико по той причине, что Арья Ананда слово в слово передал 15 все проповеди Будды, ничего не прибавив и ничего не упустив. Закончив, он занял свое место среди пятисот собравшихся Архатов. Затем Благородный Упали таким же образом изложил Виная-питаку, а Махакашьяпа составил Абхидхарма-питаку. Таким образом, на соборе слово в слово было изложено и составлено Три корзины Учения Благословенного – Трипитака.

Далее Махакашьяпа вознамерившись уйти в нирвану, вверил Учение благородному Ананде со словами: «В свой черед ты вверишь Учение Шанавасину». После этого Махакашьяпа решил поклониться восьми ступам Бхагавана, а поскольку в каждой стране нагов и богов было по зубу Татхагаты, он отправился почтить и эти места. Затем он пришел на юг к горе Куриная нога. Войдя в долину между тремя горами, явив многочисленные волшебные превращения, в монашеском, сшитом из лоскутков одеянии, которое даровал ему Будда, он сел на подстилку из травы куша, и, благословив свое тело, чтобы оно не разлагалось после смерти и даже не изменило цвет лица, пока Победитель Майтрея не придет в этот мир, дабы учить Дхарме, ушел в нирвану. После этого якши сдвинули три горы вместе.
АРХАТ АНАНДА
(Изображение Арья Ананды находится вверху справа)

Во время когда Шанавасин вернулся из путешествия за священными драгоценностями и поскольку до этого получил предречение, что в течении пяти лет будет учеником Благословенного, поинтересовался у общины: «Где Татхагата?». Услышав ответ: «Ушел в нирвану» Шанавасин лишился чувств. Придя в себя, он стал спрашивать о Шарипутре, Маудгальяне и Махакашьяпе. Узнав, что и они ушли в нирвану, он спросил: «Кто же теперь остался?» и, получив ответ: «Ананда», отправился к нему. После пяти лет обучения Арья Ананда посвятил Шанавасина в монашеский сан. Шанавасин проявил огромное усердие, стал знатоком Трипитаки и достиг состояния Архата. Таким образом, Арья Ананда вверил Учение Арья Шанавасину со словами: «В свою очередь, ты вверишь Учение Упагупте – мальчику, который продает благовония в Мадхури. Татхагата предрек, что он станет Буддой без тридцати двух признаков и исполнит деяния Будды».

После этого Арья Ананда вследствие череды различных событий решил уйти в нирвану, для чего вместе со всеми своими учениками отправился на берег Ганга. Эта весть широко разнеслась по всей округе, а боги распространили её ещё шире. Благодаря этому на берегу Ганга собралось огромное количество людей и богов, принесших с собой обширные дары, в частности царь Аджаташатра со свитой и придворными, личчхавы города Вайшали и многие другие. В это же время со свитой из пятисот человек прибыл некий риши с просьбой к Арье Ананде о посвящении их всех в монахи. Ананда чудесным образом создал остров посередине Ганга и в полдень они стали монахами и сразу же обрели состояние архатов. Их стали называть «Полуденными Архатами» или «Архатами с середины реки». После этот риши обратился к Арья Ананде с просьбой уйти в нирвану раньше него и получил ответ: «Не говори так! Татхагата предсказал, что в Кашмире – месте, благоприятном для медитации, Архат Мадхьянтика установит Учение Будды, а посему тебе надлежит отправиться туда и установить Учение». Впоследствии так и произошло. Арья Ананда ушел в нирвану. Его мощи разделили на две части и разместили в двух специально построенных ступах в Раджагрихе и Вайшали. Итак, Ананда вверил Учение Шанавасину.
АРХАТ ШАНАВАСИН
(Его изображение располагается слева ниже Махакашьяпы)

Арья Шанавасин много трудился на благо Учения и существ, он принял в Сангху Упагупту, передал ему монашеские обеты, а затем вверил Учение Арье Упагупте.
АРХАТ УПАГУПТА
(Его изображение находится справа ниже Ананды)

Арья Шанавасин много трудился на благо Учения и существ, он принял в Сангху Упагупту, передал ему монашеские обеты, а затем вверил Учение Арье Упагупте.
АРХАТ ДХИТИКА
(Он изображен слева от Золотого Будды ниже Арья Шанавасина)
АРХАТ КРИШНА
(Он изображен справа от Золотого Будды ниже Упагупты)
АРХАТ МАХАСУДАРШАНА
(Он изображен в самом низу слева)
АРХАТ МАДХЬЯНТИКА
(Он изображен в самом низу справа)
Изображения Шестнадцати Архатов
В дацане вокруг статуи Золотого Будды расположены танки с изображениями шестнадцати Архатов, учеников Будды Шакьямуни. Они поклялись оберегать Учение Будды ради спасения существ от страданий самсары и дали обет не уходить в нирвану ранее времени, предсказанного Буддой. Согласно легенде они жили сотни лет, окруженные своими учениками.

Смотреть изображения в источнике
  • АНГАДЖА
    тиб. «Янлак Джунг»,
    рус. «Частично рожденный»
    Пребывает на горе Кайлас в окружении 1300 Архатов. Его атрибуты – кисточка-опахало на длинной ручке и курильница. Иногда его атрибутом является маленькое изображение льва.
  • ВАНАВАСИ
    тиб. «Наканэ»,
    рус. «Живущий в лесу»
    Его атрибуты – кисточка-опахало и поднятая в жесте угрозы правая рука. Будда назвал его самым выдающимся изо всех, кто живет в полном одиночестве. Его обитель – пещера Ломадун в лесу в Шравасти, где его окружают 1400 Архатов.
  • АДЖИТА
    тиб. «Мапампа»,
    рус. «Непобедимый»
    Изображается смуглолицым и бородатым, полы монашеского плаща покрывают голову. Он сидит на листве в медитации. Будда называл его самым выдающимся из достойных награды. Его обитель – гора Риши (Хрустальная гора мудрецов), где он пребывает в окружении 100 Архатов.
  • БАКУЛА
    тиб. «Бакула» – название породы дерева
    Его атрибут – мангуст, изрыгающий драгоценности. Имя Архата означает, что одеждой ему служит кора дерева бакула. Будда говорил, что он лучший из всех, чья сильная вера разрушает цикл перерождений. Его обитель – пещера горы Курава на северном континенте Уттаракуру, где люди живут тысячу лет; его окружают 900 Архатов.
  • КАЛИКА ИЛИ МАХАКАЛИКА
    тиб. «Дудэн,
    рус. «Со временем»
    Держит серьги. Он живет на Медном острове (Тамрадвипе) в окружении 1100 Архатов.
  • ВАДЖРИПУТРА
    тиб. Дордже Мойибу,
    рус. «Сын ваджра»
    Его атрибут – кисточка-опахало; правая рука поднята к груди. Он живет на Цейлоне в окружении 1000 Архатов.
  • КАНАКАВАТСА
    тиб. «Сербэу»,
    рус. «Бесконечный золотой узел»
    Его атрибут – нить драгоценных камней. Он живет в пещере в горах Саффрон (Кашмир) в окружении 500 Архатов.
  • ПАНТХАКА
    тиб. «Ламчен»,
    рус. «Избравший великий путь»
    Держит книгу в левой руке. Он живет в прекрасной лесной обители «Аромат Цветов» на небе Тридцати трех Богов; его окружают 900 Архатов.
  • КАНАКА БХАРАДВАДЖА
    тиб. «Серчен»
    рус. «Обладающий золотом»
    Обладал сиддхами производить золотые монеты из воздуха и держать их на ладони, раздавая бедным. Он живет в Годхане (Зап. стране), его местопребывание «Источник Света». Также был известен своей властью над животными. Его окружают 700 Архатов. Его отец был министром в Шравасти, на севере Индии. Будда сам посвятил его в монахи.
  • ПИНДОЛА БХАРАДВАДЖА
    тиб. «Бхарадваджа»
    рус. «Получающий милостыню»
    Сидит на циновке, держа книгу (другой его атрибут – чаша). Будда называл его самым авторитетным и уверенным защитником Учения среди всех своих учеников. Он живет на восточном континенте Видеха в пещере на холме Ланьяри, где его окружают 1000 Архатов.
  • АРХАТ БХАДРА ИЛИ ШРИБХАДРА
    тиб. «Зангпо»
    рус. «Благой»
    Обычно его атрибут – книга; также его изображают сидящим в медитации на синих листьях, рядом с ним ступа. Он живет на острове Ямунадвипа посреди реки Ямуна в окружении 1200 Архатов.
  • АБХЕДА ИЛИ АБХЕДЬЯ
    тиб. «Мичедпа»
    рус. «Неотделимый»
    Сидит с белой ступой в руках. Будда называл его самым сострадательным изо всех сострадательных учеников. Он живет в одной из Двадцати четырех земель Шамбалы в окружении 1000 Архатов.
  • НАГАСЕНА
    тиб. «Луйде»
    рус. «Родом из нагов»
    Держит жезл кхаккхара с белой лентой, второй его атрибут – сосуд с эликсиром бессмертия. Будда говорил, что из всех его учеников он больше всех смог отрешиться от материального мира. Он живет в Магадхе на горе Урумунда в окружении 1200 Архатов.
  • РАХУЛА
    тиб. «Драчендзин»

    Рахула – название мифической планеты, противоположной Луне и считавшейся причиной затмений. Он, будучи посвящен Шарипутрой в монахи, стал одним из основных учеников Будды. В руках держит корону, знак того, что он чудесным образом вознесся на небеса Тридцати трех Богов, где изложил Учение, и дети богов поднесли ему свои короны. Его обитель в Приянгудвипе на севере, где его окружают 1000 Архатов.
  • ГОПАКА
    тиб. «Бэче»
    рус. «Скрытый»
    Его изображают сидящим на троне. Он держит книгу обеими руками. Легенда повествует, что, когда он родился, его тело было покрыто ужасными язвами, поэтому ему всегда приходится носить одежду. Он демонстрирует неумолимую силу закона кармы. Живет на горе Бихула в окружении 1400 Архатов.
  • КУДА ПАНТХАКА
    тиб. «Ламдретен»

    Был младшим братом Архата Ламчена. Он изображается сидящим в глубокой медитации на оленьей шкуре. Поначалу был брахманом в Шравасти. Посвященный своим братом, впоследствии сам стал Архатом. Он пребывает на великом святом холме Грифов в Раджгире, окруженный 1600 Архатами. Ламдретен направляет людей к нирване. Он также жил на небесах Тридцати трех, часто изображается окруженным детьми богов, которые почитают его и служат ему.
В сутре Нандамитраавадана говорится: «Когда срок жизни людей будет семьсот лет, шестнадцать великих Архатов соберут вместе все собрания священных книг, принадлежащих Учению Будды Шакьямуни, где бы они ни были. Они сделают святилище из семи видов драгоценностей и обойдут вокруг помещенных туда священных книг. Усевшись со скрещенными ногами, они скажут: «Слава самому почитаемому Татхагате Архату Истинно Совершенному Будде Шакьямуни!» Совершив это восхваление, старейшины уйдут в окончательную нирвану. Святилище из семи видов драгоценностей исчезнет и будет пребывать ниже, в золотом основании Земли. После этого Учение Будды Шакьямуни, Высшая Доктрина, перестанет существовать. И после этого появится семьдесят миллионов пратьекабудд в этом мире. Когда продолжительность жизни будет составлять восемьдесят тысяч лет, Будда Майтрея появится на Земле».
Изображения Будд и Бодхисаттв
Танка Будды Медицины
Будда Медицины также известен как Вайдурьяпрабхараджа (рус. Владыка Света Вайдурьи), так как от его тела исходят сияющие лучи ярко синего цвета. Эти лучи рассеивают мрак неведения, желания, отвращения, которые являются причинами дисбаланса трех дош – слизи, желчи и ветра.

Бхайшаджьягуру является аспектом, явленным Буддой Шакьямуни при даровании медицинских тантр. Поэтому медитативные практики, связанные с этими тантрами, способствуют исцелению от физических болезней, облегчают ментальные и эмоциональные расстройства, устраняют препятствия к обретению здоровья, счастья, долгой жизни.

Чистая земля Будды Медицины известна как Сударшана (рус. Прекрасная для созерцания), и которая также отождествляется с небом Индры, или раем Тридцати Трех (санскр. Трайястримша).
Танка Белой Тары
В дацане есть большая танка Белой Тары (тиб. «Дролкар»), выполненная монахами-художниками Алдаром Цыдыповым и Эрдни Немгировым в 1998 году по заказу Геше-лхарамбы Тензин Ламы, с целью скорейшего и полного выздоровления драгоценного Учителя.
Танка Ямантаки
Танка Ямантаки (тиб. «Дордже Джигжед») была преподнесена в дар дацану хамбо-ламой Гоманг-дацана, расположенного на юге Индии, геше-лхарамбой Ёнденом Дамче. Он приезжал в 2005 году на летние Учения досточтимого Ело Ринпоче и дал комментарий к тексту Джамьян Шепы «Драгоценное ожерелье философских учений». Идам Ямантака является одним из трех основных Идамов школы Гелуг. Ямантака (рус. «Сокрушающий Владыку Смерти») – Идам в буддизме Ваджраяны, гневное проявление Манджушри. Другое его известное имя Ваджрабхайрава.
Танка Манджушри
Манджушри (рус. Спокойное Великолепие), или Манджугхоша – Бодхисаттва Мудрости в традиции Махаяны. Манджушри является одним из Восьми Великих Бодхисаттв, или Восьми Близких Сыновей. В Ваджраяне – основное Божество мудрости и один из владык «Трех Просветленных семейств», представляющих три качества Будды: мудрость (Манджушри), сострадание (Авалокитешвара) и могущество (Ваджрапани). Практики Манджушри направлены на преодоление неведения и развития мудрости посредством изучения, памятования и медитации. Так же выполнение практик, связанных с Манджушри, улучшает память, увеличивает способность к постижению наук.
Изображения ЗАЩИТНИКОВ УЧЕНИЯ
Танка Махакалы
Танка Шестирукого Махакалы создана современным мастером, который подарил её монастырю Гьюто для размещения в резиденции Его Святейшества Далай Ламы в этом монастыре. Танка пребывала вместе с Его Святейшеством в течение одного из визитов в монастырь Гьюто. Далее эту танку поднесли моему драгоценному Учителю, и сейчас она находится в дацане «Ринпоче Багша».

Шестирукий Махакала является одним из основных Защитников буддийского Учения и является главным Защитником моего Гуру – досточтимого Ело Ринпоче. Как известно из текстов, Авалокитешвара ради блага всех существ шести миров излучил из своего сердца черно-синий слог ХУМ, из которого проявился шестирукий Махакала с телом черно-синего цвета в виде грозного Защитника, уничтожающего все препятствия на пути к Пробуждению в этой жизни, в бардо и в следующем рождении.

В текстах также говорится о том, что искреннее обращение к Защитнику Махакале приносит немедленный результат, устраняя все препятствия в осуществлении буддийской практики, благих дел и начинаний, устраняет опасности в дальней дороге.

Как сказано в текстах, однажды, пребывая в самадхи в месте кремации недалеко от Бодхгаи, махасиддха Шаварипа узрел Махакалу, который даровал ему передачу своей сердечной мантры и различные садханы. Шаварипа также составил известное восхваление Шестирукого Махакалы, называемое «Нюрзема», в котором описывается и восхваляется облик Махакалы, представшего перед ним. Причем описание облика Махакалы идет снизу вверх, так как, узрев Махакалу, махасиддха был настолько потрясен, что не решался сразу поднять свой взор. От Шаварипы началась традиция почитания Шестирукого Махакалы как одного из основных Защитников Учения. От махасиддха Шаварипы эта линия пришла к Майтрипе, который передал её великому тибетскому йогину Кюнгпо Налджору. Возвращаясь в Тибет после одной из своих многочисленных поездок в Индию и Непал, Кюнгпо Налджор обратился к Майтрипе с просьбой даровать особое Учение для рассеивания препятствий и возрастания благосостояния.

«Махакала является воплощением сострадания Авалокитешвары, и поэтому, чем больше ты полагаешься на него, тем больше добродетельных усилий увенчаются успехом, чем больше думаешь о нём, тем больше препятствий будет рассеяно. Если ты обращаешься к нему с верой, то даже если ты не будешь успешен в этой садхане, это всё равно приведет к результатам за пределами ожиданий. Поэтому этот Защитник зовется «Быстро действующим» и подобен драгоценности, исполняющей желания». Так Кюнгпо Налджору была дарована практика Шестирукого Махакалы и его различных проявлений.

Позже в Тибете Кюнгпо Налджор получил эти Учения от Рахулагупты, который был великим индийским ученым и одним из Учителей досточтимого Атиши. Шестирукий Махакала стал особым Защитником Кюнгпо Налджора и основанной им традиции Шангпа Кагью. Позднее практика этого Защитника распространилась во всех школах. Шестирукий Махакала один из главных Защитников Богдо Цонкапы и школы Гелуг, в особенности благодаря деятельности одного из главных учеников Богдо Цонкапы Кедруба Чже, который составил обширный цикл текстов, связанных с практикой Шестирукого Махакалы.
Танки Защитников Учения
В дацане размещены танки Ситатапатры (тиб. «Дугкар», рус. «Белозонтичная Тара»), Махакалы (тиб. «Гонпо»), Дхармараджи (тиб. «Чойгьял»), Шри Деви (тиб. «Палден Лхамо»), Вайшраваны (тиб. «Намсарай»), Прана Атмы (тиб. «Бегце Чамсин»). Автором этих работ является ученик Ело Ринпоче талантливый художник Асилхан Рахметов (Еше Гомбо). Танки выполнены в авторской технике, что придает им оригинальность и неповторимость. Защитникам Учения посвящены специальные хуралы, проводящиеся в дацане.