Всезнающий Лобсанг Дагпа Пэл – Чже Цонкапа – родился в 1357 году в районе Цонтар. С самых ранних лет он усердно учился. У досточтимого Шонну Лодоя он изучил содержание Питак и мадхьямаку. В области тантр он считал основной Гухьясамаджу и всегда искал наставлений. Йога-тантры он изучил под руководством Гонсум Чойкьи Пэлпы и Кьюнпа Лхэпы.
Лама Цонкапа придерживался точки зрения, что виная – основа всего Учения Будды и усердно изучал её под руководством Кьорлунгпы. Среди соучеников он выделялся тонким пониманием Учения, быстрым освоением наук и логики и необычайной скромностью. Однажды в одном месте собралось много мудрецов, и среди них был Учитель по имени Умапа из Амдо, который имел чистое видение Манджушри. От ламы Умапы Богдо Цонкапа получил посвящение Манджушри и с усердием приступил к практике. За очень короткое время он добился реализации практики и увидел Манджушри напрямую, мог задавать ему вопросы, подобно тому, как ученик спрашивает Учителя, и получал ответы. Большую часть времени в этот период жизни Богдо Цонкапа проводил, созерцая Манджушри, который давал ему наставления. Примерно в это же время его Учителями были кадампинец Чойкьяб Сангпо и Лэкьи Дордже, реализовавший практику Ваджрапани. Под их руководством Лама Цонкапа изучил «Ступени Пути» великого Чжово Атиши и усердно практиковал.
Основным духовным Наставником Чже Ринпоче был сакьяпинский монах Чже Рендава. Знаменитое молитвенное обращение «Мигцема» изначально было написано Ламой Цонкапой в честь Чжецуна Рендавы, но великий Учитель переписал его и «вернул» своему ученику, сказав, что тот более достоин.
Чже Цонкапа осуществил множество проповедей Учения во всем краю Снежных вершин, что было высочайшим благом для слушающих, и даровал большое количество посвящений и обетов. Слава о нем распространилась во всех направлениях и равных ему не было. Лама Цонкапа считал, что для достижения состояния Будды недостаточно соблюдать только обеты пратимокши, но также необходимо развивать устремление к Пробуждению ради блага существ и практиковать мудрость, постигающую реальность. Поэтому он написал трактат, излагающий Учение о ступенях пути трех типов личностей – «Большое руководство к этапам пути Пробуждения» – «Ламрим Ченмо».
Кроме этого Великий Цонкапа уделял большое внимание системе Тайной мантры и это нашло отражение в его труде «Нагрим Ченмо» – «Большое руководство к этапам пути Мантры». Особое внимание он уделил Гухьясамаджа-тантре, написав несколько глубоких комментариев, опирающихся на тексты Арья Нагарджуны и его учеников. Общее количество текстов и комментариев, написанных Чже Ринпоче очень велико.
В 1409 году Чже Ринпоче учредил большой молитвенный праздник Монлам Ченмо, который и сейчас празднуется во всех монастырях школы Гелуг в первый, так называемый, Белый месяц года. В этом же году им был учрежден монастырь Ганден. От названия этого монастыря происходит и название школы Гелуг. Описать все труды Чже Ринпоче на благо Учения и существ практически невозможно.
В 1419 году, передав трон монастыря Ганден своему ученику Гьялцабу Ринпоче, великий Учитель трех миров ушел в чистую сферу. В тексте наставлений, данных Ваджрапани, сказано: «Даже я, Ваджрапани, не смог оценить меру заслуг Лобсанг Дагпа Пэла», и в том же тексте говорится: «Впоследствии он родится Бодхисаттвой Мандушригарбхой на небе Тушита. В будущем станет Татхагатой Симхасварой».
У Чже Ринпоче было много учеников, и среди них наиболее выдающимися были Гьялцаб Дхарма Ринчен (1364-1432); Кхедруб Гелег Пелзанг (1385-1438); Гьялва Гендун Друп (1391-1474) – Первый Далай Лама – основатель монастыря Ташилхунпо в Шигацзе; Джамьян Чодже Таши Пелден (1379-1449) – основатель монастыря Дрепунг; Джамчен Чодже Шакья Еше, основатель монастыря Сера; Чже Шераб Сенге, основатель Гьюме – Нижнего тантрического колледжа – и монастыря Сегью; Кунга Дондуп, основатель Гьюто – Верхнего тантрического колледжа. После ухода Богдо Цонкапы Кхедруб Гелег Пелзанг и Гьялцаб Дхарма Ринчен продолжили основанную Ламой Цонкапой традицию. Эти два Наставника считаются духовными сыновьями Чже Цонкапы, на танках их часто изображают сидящими слева и справа от Учителя. Это очень краткие сведения о жизни великого Цонкапы.