Собрание статуй

ДАЦАНА "РИНПОЧЕ БАГША"
Статуя Чже Цонкапы с двумя духовными сыновьями
В дацане можно поклониться статуе великого Чже Цонкапы и статуям двух его ближайших учеников – Кхедруба Чже и Гьялцаба Чже.
БИОГРАФия ДЖЕ ЦОНКАПЫ:
Всезнающий Лобсанг Дагпа Пэл – Чже Цонкапа – родился в 1357 году в районе Цонтар. С самых ранних лет он усердно учился. У досточтимого Шонну Лодоя он изучил содержание Питак и мадхьямаку. В области тантр он считал основной Гухьясамаджу и всегда искал наставлений. Йога-тантры он изучил под руководством Гонсум Чойкьи Пэлпы и Кьюнпа Лхэпы.

Лама Цонкапа придерживался точки зрения, что виная – основа всего Учения Будды и усердно изучал её под руководством Кьорлунгпы. Среди соучеников он выделялся тонким пониманием Учения, быстрым освоением наук и логики и необычайной скромностью. Однажды в одном месте собралось много мудрецов, и среди них был Учитель по имени Умапа из Амдо, который имел чистое видение Манджушри. От ламы Умапы Богдо Цонкапа получил посвящение Манджушри и с усердием приступил к практике. За очень короткое время он добился реализации практики и увидел Манджушри напрямую, мог задавать ему вопросы, подобно тому, как ученик спрашивает Учителя, и получал ответы. Большую часть времени в этот период жизни Богдо Цонкапа проводил, созерцая Манджушри, который давал ему наставления. Примерно в это же время его Учителями были кадампинец Чойкьяб Сангпо и Лэкьи Дордже, реализовавший практику Ваджрапани. Под их руководством Лама Цонкапа изучил «Ступени Пути» великого Чжово Атиши и усердно практиковал.

Основным духовным Наставником Чже Ринпоче был сакьяпинский монах Чже Рендава. Знаменитое молитвенное обращение «Мигцема» изначально было написано Ламой Цонкапой в честь Чжецуна Рендавы, но великий Учитель переписал его и «вернул» своему ученику, сказав, что тот более достоин.

Чже Цонкапа осуществил множество проповедей Учения во всем краю Снежных вершин, что было высочайшим благом для слушающих, и даровал большое количество посвящений и обетов. Слава о нем распространилась во всех направлениях и равных ему не было. Лама Цонкапа считал, что для достижения состояния Будды недостаточно соблюдать только обеты пратимокши, но также необходимо развивать устремление к Пробуждению ради блага существ и практиковать мудрость, постигающую реальность. Поэтому он написал трактат, излагающий Учение о ступенях пути трех типов личностей – «Большое руководство к этапам пути Пробуждения» – «Ламрим Ченмо».

Кроме этого Великий Цонкапа уделял большое внимание системе Тайной мантры и это нашло отражение в его труде «Нагрим Ченмо» – «Большое руководство к этапам пути Мантры». Особое внимание он уделил Гухьясамаджа-тантре, написав несколько глубоких комментариев, опирающихся на тексты Арья Нагарджуны и его учеников. Общее количество текстов и комментариев, написанных Чже Ринпоче очень велико.

В 1409 году Чже Ринпоче учредил большой молитвенный праздник Монлам Ченмо, который и сейчас празднуется во всех монастырях школы Гелуг в первый, так называемый, Белый месяц года. В этом же году им был учрежден монастырь Ганден. От названия этого монастыря происходит и название школы Гелуг. Описать все труды Чже Ринпоче на благо Учения и существ практически невозможно.

В 1419 году, передав трон монастыря Ганден своему ученику Гьялцабу Ринпоче, великий Учитель трех миров ушел в чистую сферу. В тексте наставлений, данных Ваджрапани, сказано: «Даже я, Ваджрапани, не смог оценить меру заслуг Лобсанг Дагпа Пэла», и в том же тексте говорится: «Впоследствии он родится Бодхисаттвой Мандушригарбхой на небе Тушита. В будущем станет Татхагатой Симхасварой».

У Чже Ринпоче было много учеников, и среди них наиболее выдающимися были Гьялцаб Дхарма Ринчен (1364-1432); Кхедруб Гелег Пелзанг (1385-1438); Гьялва Гендун Друп (1391-1474) – Первый Далай Лама – основатель монастыря Ташилхунпо в Шигацзе; Джамьян Чодже Таши Пелден (1379-1449) – основатель монастыря Дрепунг; Джамчен Чодже Шакья Еше, основатель монастыря Сера; Чже Шераб Сенге, основатель Гьюме – Нижнего тантрического колледжа – и монастыря Сегью; Кунга Дондуп, основатель Гьюто – Верхнего тантрического колледжа. После ухода Богдо Цонкапы Кхедруб Гелег Пелзанг и Гьялцаб Дхарма Ринчен продолжили основанную Ламой Цонкапой традицию. Эти два Наставника считаются духовными сыновьями Чже Цонкапы, на танках их часто изображают сидящими слева и справа от Учителя. Это очень краткие сведения о жизни великого Цонкапы.
СТАТУЯ ТАТХАГАТЫ МАЙТРЕИ

Татхагата Майтрея – Будда грядущего, прихода которого ожидают на Земле после Будды Шакьямуни. Он сидит на троне, убран в различные дра- 81 гоценные украшения. На его голове корона, увенчанная небольшой ступой. Тело золотисто-желтого цвета, одет в монашескую одежду, руки сложены в дхармачакра-мудре (жест изложения буддийского Учения). В настоящее время Будда Майтрея находится в чистой земле Тушита (тиб. «Ганден»). В мире Тушита перевоплощаются существа, соблюдающие пять заповедей (не убивать; не брать то, что тебе не принадлежит; не заниматься неправильными сексуальными действиями; не лгать; не употреблять изменяющие сознание вещества); использующие свои заслуги в помощь другим; развивающие Четыре Безмерных благих состояния сознания (любовь, сострадание, сорадование, равностность). В этом божественном мире перерождаются бодхисаттвы. Согласно сутрам Махаяны Будда Шакьямуни, перед тем как переродиться на Земле, находился в мире Тушита.
СТАТУЯ ТЫСЯЧЕРУКОГО ЧЕНРЕЗИ

Статуя Тысячерукого Ченрези (санскр. «Авалокитешвара», тиб. «Ченрези», бур. «Арьяа-Баала») была преподнесена в дар дацану «Ринпоче Багша» в начале 2009 года открытым акционерным обществом «Бурятзолото». Во время больших новогодних хуралов досточтимый Ело Ринпоче провел ритуал освящения (тиб. «рабней») статуи. Авалокитешвара – воплощение безмерного сострадания всех Будд. Есть легенда о Тысячеруком Ченрези. Когда-то в давние времена Бодхисаттва Авалокитешвара дал клятву Будде Амитабхе, что «ни на одно мгновение не оставит ни одно живое существо, пока оно не будет спасено из самсары, даже если придется пожертвовать собственным благополучием, покоем и радостью». Также он добавил, что если этого не случится, то пусть его тело распадется на части. С таким чистым намерением исполненный решимости Авалокитешвара провел в глубокой медитации долгое время. Когда же он вышел из созерцания, то к своему огорчению обнаружил, что смог освободить от страданий лишь несколько человек. Скорбь его была так велика, что голова раскололась на десять частей, а тело на тысячу. Амитабха, узрев это, сказал своему духовному сыну: «Все возникает взаимозависимо. Начальный момент – это намерение. Твое особое решение было проявлением желания всех Будд». Он возродил тело Бодхисаттвы, превратив тысячу частей в тысячу рук с глазом мудрости на каждой. Ликов стало одиннадцать: у десяти – мирное выражение, один – гневный. Авалокитешвара видит во всех направлениях и доносит свою безмерную любовь и сострадание до каждого существа. Его Святейшество Далай Лама считается воплощением Арья Авалокитешвары. Мантра Авалокитешвары – ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ, одна из самых известных мантр в буддизме Махаяны. Его Святейшество поясняет, что эта мантра олицетворяет собой чистоту тела, речи и ума Будды и помогает пробудить природу Будды, которая присутствует в потоке сознания всех существ.
СТАТУЯ БЕЛОЙ ТАРЫ

В дни празднования тибетского Нового года (тиб. «Лосар», бур. «Сагаалган») в 2010 году в дар дацану была преподнесена статя Белой Тары, выполненная из белого нефрита. У Белой Тары семь глаз – по одному на каждой ладони и ступнях, а также во лбу, что символизирует её Всеведение, видение страданий во всей Вселенной. Правильной практикой Белой Тары достигается исцеление от болезней и удача. В одном из древних тибетских текстов она упоминается как Еше Хорло – «Колесо мудрости». Визуализируя Тару, практикующий стремится отождествить себя с ней и таким образом устранить все препятствия. В левой руке Белая Тара держит цветок лотоса, от неё исходит белый свет. Среди верующих очень распространена практика, когда серьезно больной человек обращается не только к врачу, но также приглашает ламу, который начитывает мантру Белой Тары и выполняет связанные с ней ритуалы.
СТАТУИ 21 ТАРЫ

Статуя Зеленой Тары в окружении двадцати одного аспекта Тары установлена в дацане в 2010 году. Тара является женским проявлением Бодхисаттвы Авалокитешвары и Будды Амогхасиддхи. Тара в окружении других своих двадцати проявлений восседает на лотосовом троне, её правая нога спускается с сиденья, тем самым символизируя готовность мгновенно прийти на помощь. Левая нога согнута и находится в состоянии покоя. Атрибуты Зеленой Тары – голубые цветы лотоса и голубой нимб. Цвет её тела символизирует активность. Человек, начитывающий мантру Арья Тары, побеждает всех демонов, уничтожает препятствия и достигает исполнения желаний. Говорится, что когда человек моргает, за то время, пока его глаза закрыты, Зеленая Тара тысячу раз облетает вокруг Земли, поэтому она успевает помогать каждому, кто её об этом попросит.
СТАТУЯ ПАДМАСАМБХАВЫ

Одним из объектов поклонения является статуя Гуру Падмасамбхавы. Падмасамбхава вместе с Шантаракшитой считаются основателями тибетского буддизма, прибывшими в Тибет из Индии по приглашению царя Трисонг Децена в VIII веке. Падмасамбхава распространил Учение тантры в Тибете. В Бутане и Тибете его называют Гуру Ринпоче –Драгоценный Учитель. Тибетские буддисты почитает его как второго Будду. Гуру Падмасамбхава является проявлением Будды Амитабхи; он родился из цветка лотоса (санскр. «падма»), отчего и получил свое имя. Будучи принцем, Падмасамбхава покинул дворец и стал отшельником. Во время медитаций на кладбищах и в недоступных пещерах он получил тайные тантрические посвящения от дакинь и стал великим йогином. Прибыв в Тибет, Падмасамбхава распространял буддизм и демонстрировал свои магические способности, победил бонских жрецов и колдунов, подчинил демонов и злых духов Тибета, обратив их в буддизм и сделав Дхармапалами – Защитниками Дхармы. Даже покинул Тибет Падмасамбхава необычным способом, обретя Тело Света, он, сидя на коне зеленого цвета, поднялся на небо по радуге.
СТАТУЯ ДЗАМБАЛЫ

Дзамбала – Божество богатства и процветания, помощник Вайшраваны, охранителя нравственности. Его тучное тело символизирует процветание и преуспевание. Считается, что богатство, полученное от Дзамбалы, неотделимо от духовного богатства. Дзамбала может принести удачу бизнесменам, компаниям, которые руководствуются нравственными принципами.
СТАТУЯ МАХАКАЛЫ

В канун нового, 2009 года в дар дацану была преподнесена статуя Четырехрукого Махакалы. Статуя изготовлена из цельного куска бразильского горного черного хрусталя. Махакала изображен с накидкой из змей и костей, в накидке из тигровой шкуры, его живот выдается вперед, в руках – дигуг, чётки, дамару, капала, меч и ритуальный жезл. Махакала является гневным проявлением Бодхисаттвы Авалокитешвары. Ради спасения всех живых существ шести миров он проявил из своего сердца черно-синий слог ХУМ, который преобразовался в черно-синего Четырехрукого Махакалу (тиб. «Гонпо», бур. «Гомбо»). Махакала подавляет все препятствия, возникающие на пути человека, стремящегося к Освобождению. Он является одним из главных Хранителей Учения буддизма Махаяны. При вознесении искренней молитвы Махакале он помогает немедленно.
СТАТУЭТКА БЕЛОГО СТАРЦА

В дацане находится статуэтка Белого Старца (бур. «Сагаан Убгэн»), как считается, хозяина земли, покровителя домашнего очага. Он изображается добродушным старцем с белой бородой. Его атрибуты – персиковое дерево, олень, посох, книга судеб – символы долголетия. Над Белым Старцемв облаках изображен Амитаюс (бур. «Аюша») – Будда Долгой Жизни. Сагаан Убгэн – добуддийское божество, его культ существует уже более двух с половиной тысяч лет. В XVIII веке он был включен в пантеон Божеств северного буддизма. Белый Старец входит в число хозяев земли и является их главным ханом. Сагаан Убгэн почитается как покровитель здоровья, долголетия, богатства, счастья, благополучия, приносит мир и покой, равновесие во всех делах.