Сутра сердца победоносной запредельной мудрости

Бхагавати Праджняпарамита Хридая Сутра

Сутра сердца является эссенцией восьмидесяти четырех тысяч учений, дарованных Буддой Шакьямуни,
основной сутью которой является явное раскрытие смысла пустоты
Для тех кто действительно имеет желание практиковать Учение Будды сущностно необходимо понять пустотность, и более того, до того как понять пустоту, им необходимо очень сильное устремление к пониманию пустотности. Сказано, что до тех пор пока мы не постигнем пустоту напрямую, мы будем вращаться в колесе сансары испытывая все возможные страдания. В текстах говорится, что основой всего что нас окружает является неведение, оно же является и корнем всех внутренних омраченых состояний сознания, таких как страсть, гнев, зависть и прочих.

Противоположностью коренного неведения является знание, то есть понимание того, каким образом вещи и мы с вами существуем в этом мире. Если вы это поймете, вы придете к пониманию взаимозависимости или взаимообусловленности и через обретение мудрости сможете устранить внутренние и внешние препятствия. Поэтому говорится, что в медитации на пустотность существует огромный потенциал.
Противоядием от коренного неведения является ум постигающий пустоту
Для того чтобы стать Буддами нам необходимо устранить два вида завес: омрачения, связанные с клешами и омрачения препятствующие всеведению. Все они уничтожаются через постижение пустотности. Ум постигающий отсутствие самосущего существования или постигающий пустотность - является очень мощным противоядием против любых видов омрачений. Даже если вы не полностью прослушаете учение о Праджняпарамите, даже если вы всем сердцем не примете его, но если у вас просто появятся сомнения относительно реальности, в которой мы пребываем, уже этим сомнением вы потихоньку будете пресекать корень сансарического существования.

Таким образом, чтобы устранить неведение цепляющееся за самостность, необходимо породить мудрость постигающую бессамостность. Если мы культивируем эту мудрость, опираясь на бодхичитту, то такой подход будет вести к Пробуждению вплоть до состояния Будды.
Во время Второго Поворота Колеса Учения на горе Коршунов Будда Шакьямуни даровал различные виды сутр Праджняпарамиты: стотысячную (обширную), двадцати тысячная (среднюю), восьмитысячная (краткую) и огромное количество малых. При этом Сутра Сердца включает в себя сердечную сущность каждой из них, содержит весь их смысл.
Сутра Сердца Праджняпарамиты делится на два раздела, к первому относиться объяснение запредельной мудрости для учеников с низшими способностями. Большая часть данной сутры относится именно к этому объяснению, вторая же часть очень краткая, ей посвящен лишь один параграф, где изложена суть для учеников обладающих выдающимися способностями и острым умом. Таким образом самым кратким изложением глубинной Праджняпарамиты является мантра.

ཏདྱ་ཐཱ། ཨོཾ་ག་ཏེ་ག་ཏེ་པཱ་ར་ག་ཏེ་པ་ར་སཾ་ག་ཏེ་བོ་དྷི་སྭཱཧཱ།
ТАДЬЯТА ОМ ГАТЕ ГАТЕ ПАРАГАТЕ ПАРАСАМГАТЕ БОДХИ СВАХА
Для учеников не обладающих выдающимися способностями и острым умом говорится о методе постижения пустоты очень развернуто. Сначала о том, что необходимо медитировать на пустотность пяти скандх или пяти совокупностей с точки зрения четырех пунктов: "форма есть пустота, пустота есть форма, нет пустоты помимо формы и нет формы помимо пустоты". По этим четырем пунктам необходимо прогонять каждую из пяти скандх.

Далее идет медитация на пустоту двенадцати баз и восемнадцать аятан, то есть мы переходим на размышления о пустотности наших органов восприятия и их объектов, сознаний, которые работают в наших органах восприятия. Таким образом мы их прогоняем по восьми пунктам: "все дхармы пусты – не имеют характеристик, не рождены и не прекращаемы, не загрязнены и не очищены, не ущербны и не полны". Далее по этим же пунктам мы прогоняем Четыре Благородные Истины и двенадцать звеньев цепи взаимозависимого возникновения и приходим к пониманию отсутствия у них независимого истинного существования. Все это излагается очень подробно и развернуто, чтобы личности с низшими способностями к постижению Дхармы знали каким образом постигать пустоту.

Значение слогов мантры Праджняпарамиты
и пять путей, ведущих к Пробуждению

1
ཏདྱ་ཐཱ།
ТАДЬЯТА
2
ཨོཾ་
ОМ
олицетворяет тело, речь и ум того божества, на которое мы медитируем
3
ག་ཏེ་
ГАТЕ
дословно - уходить,
соответствует этапу накопления
4
ག་ཏེ་
ГАТЕ
дословно - уходить,
соответствует этапу подготовки
5
པཱ་ར་ག་ཏེ་
ПАРАГАТЕ
дословно - уходить за пределы,
соответствует этапу видения
(имется в виду уход за пределы сансарического существования и достижение уровня Ариев, тех личностей, кто непосредственно постиг пустоту)
6
པ་ར་སཾ་ག་ཏེ་
ПАРАСАМГАТЕ
дословно - уходить за пределы пределов
соответствует этапу сосредоточения или медитации
7
བོ་དྷི་
БОДХИ
дословно - Просветление
соответствует этапу необучения более
(достижение полного просветления)
8
སྭཱཧཱ
СОХА
дословно - славься
Не смотря на то, что для личностей высших способностей данная методика изложена очень кратко, всего лишь в одной мантре, тем не менее, им необходимо затрачивать такое же количество усилий для того, чтобы пройти через абсолютно все эти этапы и достичь полного Просветления. Когда мы говорим об этапе накопления, это значит, что на этом этапе им точно также следует практиковать шаматху, объектом которой является пустота. Затем им необходимо реализовать сверхвидение - это следующий вид медитации для того, чтобы достичь этапа подготовки. Затем они начинают комбинировать однонаправленную концентрацию и аналитическую медитацию для того, чтобы как можно ближе приблизится к пониманию пустоты. С того момента когда они непосредственно постигают пустоту напрямую они достигают этапа видения. Здесь для того, чтобы закрепить свое понимание пустотности, им снова и снова необходимо прилагать усилия, медитировать для того, чтобы утвердиться в этом понимании и постепенно достичь этапа необучения более.


Из объяснения сутры "Совершенной мудрости",

дарованного досточтимым Еше Лодоем Ринпоче

в г. Элиста в 2016 году.