Золотой Будда

РЕЛИКВИИ ДАЦАНА "РИНПОЧЕ БАГША"
Говорится, что, поклоняясь статуе Владыки Учения Будде Шакьямуни, человек получает такое же благословение, как если бы он поклонялся живому Будде.
В дацане Буддийского центра «Ринпоче Багша» на Лысой горе в городе Улан-Удэ впервые в России установлена большая бронзовая статуя Будды Шакьямуни. Шестиметровая статуя покрыта сусальным золотом. Изготовлена она в Пекине именитым мастером Гу Шиюанем, работы которого хорошо знают в Китае, Гонконге, Таиланде, Японии, Южной Корее.

Следуя замыслу досточтимого Ело Ринпоче, была создана статуя Будды Шакьямуни. Создание статуи Золотого Будды стало возможным, благодаря помощи и знаниям многих людей, и это еще одно свершение Учителя на благо существ. Здесь, лучшим объяснением смысла будет цитата из наставлений досточтимого Ело Ринпоче.
"Когда говорим о Будде, имеем в виду Указывающего Путь к Пробуждению. Это может быть Будда Шакьямуни, 35 Будд Покаяния и другие – это абсолютная Драгоценность Будда. Относительными Драгоценностями Будды являются его изображения. Прибегая к Драгоценности Будде, мы должны воспринимать его изображение – относительную Драгоценность – как сущность абсолютной Драгоценности. Если выполнять практику перед изображением Будды, как перед самим Буддой, то будет накапливаться столько же благих заслуг, сколько накапливалось бы от выполнения практики перед самим Буддой."

Из наставлений досточтимого

Еше Лодой Ринпоче

Будда сидит на лотосовом троне в ваджрной позе, правая рука касается земли, левая рука в жесте созерцания держит монашескую чашу, наполненную нектаром. Будда победил четырех мар, препятствующих Освобождению. Это мары скандх, клеш, хозяина смерти и сына небожителя. Из них первые три препятствия являются внутренними, присущими неочищенному сознанию, а четвертое – внешним.

Нектар, находящийся в чаше
Символизирует подавление Буддой трех внутренних мар и обладает различными свойствами для разных людей: для тех, у кого истекает срок жизни – это нектар, удлиняющий жизнь; для больных – исцеляющий нектар; одновременно с этим это нектар изначальной мудрости, обладая которой человек избавляется от страданий, обусловленных клешами.
Правая рука касается земли
Этот жест означает подавление Буддой мары сына небожителя – привязанностей, из-за которых человек не может достичь счастья. Например, привязанность к алкоголю – это действие мары сына небожителя. Будда благословляет находящимся в чаше нектаром всех живых существ.
Ушниша
На голове у Будды есть ушниша (тиб. «цугтор»), являющаяся признаком Пробужденности, символизирующим достижение в совершенстве таких качеств как щедрость, нравственность, терпимость, усердие, сосредоточение и мудрость, которые он культивировал в себе в течение многих сотен жизней. Как известно, Будда, достигнув Пробуждения, в течение всей дальнейшей жизни учил Дхарме. Многие Учения Будда передал не устно, а посредством ушниши, находясь в состоянии глубокого сосредоточения. Например, Ушнишаситатапатра (тиб. «Цугтор Дугкар», рус. «Белозонтичная Тара»), Ушнишавиджая (тиб. «Цугторнамгьялма») проявились из ушнишы Будды Шакьямуни в том виде, в каком они изображены на танках. Учения, связанные с этими Божествами, были даны посредством ушнишы. На лбу у Будды есть длинный, свернутый в спираль волос (тиб. «зодбу»). Этот признак обладает такой же природой, что и ушниша.
Польза от выражения почтения
Говорится, что, поклоняясь статуе Владыки Учения Будде Шакьямуни, человек получает такое же благословение, как если бы он поклонялся живому Будде. Поэтому искреннее поклонение Будде с просьбой об избавлении от страданий и достижении счастья, принесет большую пользу вам и всем другим.

Поклоняясь, представляйте, что от Будды исходит благословение в виде золотого сияния. Нектар из чаши, изливаясь на вас, проникает внутрь и очищает от всех загрязнений. При этом читайте мантру Будды Шакьямуни:

ཨོཾ་མུ་ནི་མུ་ནི་མ་ཧཱ་མུ་ནི་སྭཱ་ཧཱ
ОМ МУНИ МУНИ МАХА МУНИ СОХА

Пусть сияние Золотого Будды приносит покой и гармонию всем живым существам!
Освящение (тиб. «рабней») статуи Будды Шакьямуни проходило в несколько этапов. Во время пребывания Его Святейшества Далай Ламы в Париже в октябре 2003 года, досточтимый Еше Лодой Ринпоче встретился с Его Святейшеством. В часовой беседе были затронуты многие вопросы, обсуждалось также и становление Буддийского центра «Ринпоче Багша». Позже, по просьбе Ело Ринпоче, Его Святейшество направил из города Дхарамсала (Индия) священные реликвии: статуэтки Авалокитешвары и Ямантаки, урилы (тиб. «рилбу») и хадаки для закладки внутрь статуи Золотого Будды. 22 февраля 2004 года досточтимый Ело Ринпоче провел обряд освящения статуи.

По заказу центра в апреле 2004 года из монастыря Кумбум были доставлены полное собрание Слов Будды «Ганджур» и комментарии к нему «Данджур». Священные тексты были помещены внутрь статуи. В апреле этого же года китайские мастера покрыли статую Будды сусальным золотом.

В разобранном виде, тщательно упакованная, статуя была доставлена на грузовой автомашине из Пекина в город Маньчжурия на севере Китая. Специально для встречи статуи Будды в Маньчжурию прибыл досточтимый Ело Ринпоче. Статую благополучно переправили на территорию Российской Федерации, и 17 февраля 2004 года, в канун праздника Белого месяца, статуя прибыла в дацан «Ринпоче Багша». В тот же вечер состоялся ритуал закладки в постамент специального сосуда. Верующие, встречавшие статую, поднесли Ело Ринпоче хадаки и изделия из золота, серебра, кораллов. Все это было помещено в нишу бетонного постамента. Китайские мастера, специально прибывшие в Улан-Удэ, установили её.